Алтай

Алтай.

За такие деньги я не знаю куда еще можно съездить. Я ездил со всей своей семьей 4 человека, и мне было что считать, но это уже мелочи по сравнению с тем что мы увидели, испытали, прочувствовали.

Нитка маршрута: р. Белая Берель — пос. Язевка — оз. Язовое — зим. Сарсембай — Нижний Лагерь — перевал Кокколь — р. Орачаган — р. Коксу — оз. Коксу — р. Черная Берель — Рахмановские Ключи — р. Белая Берель.

4 августа — воскресенье: В 15.00 собрались возле магазина «Тулпар», куда подошел автобус, минут 40 раскачивались, дожидались опоздавших, где то в 15.40 тронулись с богом.

5 августа — понедельник: 7.00 подъехали к Бухтарминскому водохранилищу, в ожидании переправы Гена Швайко взял свой спининг и поймал несколько окуней и щучек. 8.00 подошел паром и мы переправились на другую сторону водохранилища. В 17.00 подъехали к пограничному посту, и здесь начались наши небольшие проблемы связанные с пропуском. Дело в том что в это время там проводился международный фестиваль «Белуха — 2002» и контроль был чересчур усилен. С нас потребовали не смотря на то что у нас находился пропуск в пограничную зону, вернутся назад на 50 км в поселок Катон и поставить визу местногоУВД на наш пропуск. Как мы их не уговаривали все равно нам пришлось возвращаться в поселок и всеми правдами и не правдами поставить визу на наш пропуск. В 21.00 прибыли на место в районе поселка Язевка на р. Белая Берель, где мы перешли мост и остановились здесь на ночь. Ночью к нам стали приходить гости (местные), сначала пришли ребята которые оказались нам знакомы по прошлому году ( они нас в прошлом году обеспечили бараном к концу похода), они также предложили нам купить у них барана но мы отказались т.к. нам на следующий день нужно было выходить на маршрут. Потом подошли другие люди и предложили отвести нас на Камазе до ближайшей стоянки, оз. Язовое 22 км. Получалось что с каждого человека нужно было взять по 700 тенге, естественно это показалось нам очень дорого да и настроены мы были идти пешком поэтому мы отказались от такого сервиса. Также потом подошел лесник и нагнал на нас страху что теперь здесь на каждом углу нужно платить бешенные деньги за посещаемость, в дальнейшем это оказалось не так страшно как выглядело с его слов. Ночью пошел дождь, и до утра.
6 августа — вторник: Встали в 7.30, погода облачная. Позавтракали. Часть туристов не определилась куда и как им идти. Поэтому они решили остаться и определится до конца. Вышли на маршрут в 10.55. Состав группы 21 человек. Решили идти по 45 минут и по 10 минут отдыхать. В течении одной ходки подошли к поселку Язевка. В конце поселка местные власти поставили шлагбаум для того чтобы взымать деньги с проезжающих туристов, дело в том что туристов завозят в этот район на транспорте. Но в виду того что мы шли пешком, мы этот шлагбаум обошли и пошли дальше т.к. в это время на «боевом» посту ни кого не было. С самого начала мы идем по накатанной дороге, с постепенным набором высоты. По сторонам вдоль дороги нас окружает смешанный лес, погода облачная. В 14.15 встали на обед на оборудованной стоянке. В 16.35 вышли после обеда на маршрут. Через некоторое время нас догнал «Уазик» в котором ехали лесники, они нам показали бумагу по которой за нахождении в национальном парке нужно заплатить по 40 тенге за взрослого, дети бесплатно. Для нас это оказалось вполне приемлемо. Мы заплатили деньги, нам выдали документ по которому мы могли ходить беспрепятственно в любом доступном для нас месте. В 19.30 подошли к намеченному месту нашей стоянки озеро Язовое. Вначале озера был расположен большой палаточный лагерь. Это оказались спасатели и организаторы мероприятия «Белуха — 2002». В основном все группы которые планируют восхождение на г. Белуха со стороны Катунского ледника делают базовый лагерь именно на этом озере. Отсюда под самый ледник можно добраться за 1,5 или 2 дня, где и начинает проходить начало восхождения. Мы решили дойти до середины озера, где находится мыс и поставить лагерь. Когда мы подошли к мысу то обнаружили на нем несколько построенных домиков и находящихся здесь лесников. Они объяснили нам что эти домики построены в коммерческих целях, для привлечения и проживания туристов. Мы попросили у них постоять на этом месте, и они нам дали добро. С этого мыса хорошо просматривается практически все озеро, и в глубине в хорошую погоду просматриваются белые вершины г. Белуха. Во общем вид обалденный. Здесь мы решили остановится на 2 дня для того что бы порыбачить и просто походить. Прошли 20 км.
7 августа — среда: Меня в 5.30 утра разбудил Гена и пошли с ним на рыбалку. Возле берега стоял сколоченный плот. Мы сели на него и поплыли на нем чуть вдаль от берега. Рыбалка на этом озере великолепная. На озере водится только язь. Он здесь клюет практически на все что плавает. Будь то какая то живность, кусок хлеба и даже пенопласт. Для любительской рыбалки место великолепное. Мы рыбачили на тесто. Где то до 9.00 мы с Геной наловили около 15 кг на двоих. Потом женщины варили уху и жарили рыбу, хватило на всех. Погода стояла ясная, начиналась жара. Желающие вовсю купались на озере. После завтрака мы опять посвятили себя рыбалке. После похода желающие сходили в радиальный выход в сторону водопадов, где то от места стоянки это будет около 4 км. Вечером у костра горланили песни у костра, благо гитару мы взяли как общественное снаряжение но к сожалению у нас был только один гитарист, Оля Пигарева которая нас и спасала своими песнями но и мы естественно не отставали.
8 августа — четверг: На второй день дневки меня опять разбудил 05.30 утра Гена, и выползая из палатки с непонятно какой головой я попадаю в прекрасное туманное утро. Туман настолько низкий что кажется что оказался в каком то фантастическом мире. Ну во общем как бы тяжело не было вставать но утренняя рыбалка дело святое. Утро было довольно таки прохладное. Мы одевшись как можно теплее запрыгнули на наш маленький плотик и отдалившись недалеко от берега и продолжили нашу рыбацкую эпопею. Клев начинался очень заманчиво, мы только успевали закидывать наши спиннинги. По мере восхода солнца становилось теплее, приходилось постепенно скидывать свою одежу. В 12 часов мы увидели что подъезжает какая то легковая машина. Это оказалось приехали наши друзья из Павлодара, Валера Мараускас (Спонсор) с сыном и Корольский Коля. Они приехали на стареньком Валерином «Фольсвагене» на котором я думаю они добрались благодаря только доброму настроению господа бога. Валера как старый друг начал нас угощать пивом (правда крепленным) от которого на голодный желудок начало сносить крышу вчистую. Но мы это дело заели доброй утренней манной кашей. Оказалось что они ехали на двух машинах и вторая машина Ваз 2109 застряла где то в 5 км. не доезжая этой стоянки. Дело в том что дорога на озеро разбитая и по ней практически легковой транспорт не ездит. Поэтому этим ребятам нужно ставить памятники при жизни или выдавать желтые справки. Мы пошли в лагерь где стояли ребята из МЧС и попросили их в содействии, для того что бы вытащить данную машину. Они не отказали в нашей просьбе и дали нам на прокат свой Камаз с помощью которого данная машина и была доставлена к месту стоянки. После обеда установилась жаркая погода, и мы устроили купание на озере. Потом я с частью народа решил сделать радиальный выход с выходом на хребет находящийся с права от озера. Подъем на хребет занял у нас 2 часа. Путь наверх был нелегким потому что не было тропы и трава была выше роста человека и очень густая, в буквальном смысле слова приходилось прорубаться сквозь нее. На вершине мы обнаружили тур сложенный из камней высотой около 2,5 метра. Сам хребет являлся разделяющим Россию и Казахстан. С его высоты открывался великолепный вид на само озеро Язовое, высокогорное озерцо Верхнее Язовое, и с российской стороны скрытое в горах Налимье озеро. Хорошо просматривалась панорама г. Белуха и верховья р. Катунь. Вечером мы с Геной взялись сами жарить рыбу, что получилось довольно таки нехило. Рыба жаренная шла на «ура». Мы только успевали выслушивать тирады в свой адрес. Я по крайней мере посчитал это заслуженным по отношению к нам. Ну во общем  закатили пирушку в честь новых гостей.
9 августа — пятница: В 10.40 вышли от озера Язовое в сторону зим. Сарсембай. Погода стоит жаркая. За две ходки дошли до лесопилки. Там в прошлые «застойные» времена велись круглогодичные работы по заготовке леса. Там его и сейчас оставалось вырубленного и сложенного штабелями очень много. Тут же на лесопилке находится несколько домиков в которых можно и переночевать на случай непогоды. От лесопилки дорога идет на подъем одну ходку. После ходки нужно набирать воду т.к.  в дальнейшем воды не было. Мы пересекаем где то 5 км. российскую территорию, Катунский заповедник. Через некоторое время подходим к месту где просматривается долина реки Белая Берель. В 18.30 подходим к зимовью Сарсембай, почему оно называется зимовьем мы так и не выяснили. Там стоит юрта. Мы подошли к хозяевам и хотели договорится купить небольшого барашка, но мы не смогли с ним договорится, похоже он не являлся непосредственным хозяином пасущихся там стад. Мы купили здесь молока, сметану, курт. Встали на стоянку. Прошли 1

Читать так же:  Туризм в горах Алтая – прекрасная возможность отдохнуть и набраться здоровья

4 км.

10 августа — суббота: Вышли со стоянки Сарсембай в 10.25. Погода солнечная. Идем по широкой тропе, в верх по реке Белая Берель. Сделали 3 ходки и решили пообедать так как стоит хорошая погода и много воды рядом. Ручьи попадаются постоянно. В 17.00 подошли к мосту через р. Белая Берель Здесь мы встретились с группой туристов из Москвы. Ребята все молодые, некоторые здесь были раньше. Место здесь живописное со множеством стоянок. Здесь мы остановились на полчаса т.к. было много ягоды (черника). После того как мы отвели душу на ягоде, мы продолжили свой путь. Вот тут начинается крутой подъем на перевал. Перевал оказался тяжелым из за своей крутизны. Народ пыхал и усиленно матерился в основном как я понял в мой адрес т.к. я являлся руководителем этого похода. В 19.40 мы поднялись в Нижний Лагерь. Отсюда открывается великолепный вид в сторону г. Белуха, широкая панорама с видом на Берельский ледник. В низу бежит река Большой Кокколь которая впадает в р. Белая Берель. Через р. Большой Кокколь проложен мост на другой берег на котором расположены избушки. Это место является этакой меккой для людей почитающих учение Рериха, их сюда каждый год приезжают сотни. Раньше их сюда приезжало говорят больше. Поэтому они тут и понастроили дома и даже здесь есть банька. По этому желающие растопили баньку и успели даже помыться. По быстрому пока не стемнело собрали дрова. В темноте готовили ужин. Прошли 18 км.
11 августа — воскресенье: В этот день решили сделать дневку. Я встал 06.30 для того что бы сделать разведку, что бы знать на следующий день куда идти. Я перешел через мост и пошел по тропе которая поднималась резко вверх, через некоторое время тропа раздваивается. Одна из троп уходит на верх, другая уходит направо вверх по течению р. Большой Кокколь. Я решил пройти по тропе которая ведет вдоль р. Большой Кокколь т.к. нам на следующий день нужно было идти на перевал Кокколь. Я прошел по тропе около 3 км, что бы удостоверится насколько правильно выбрана мною тропа. При возвращении в обратно в лагерь я встретил группу которая оказалась также из г. Москва. Они проходят  горно-пешеходный поход 4-ой категории сложности. Они начали его со стороны России, и сделали большую петлю с заходом через Казахстан. Здесь я постоял с ними что бы посоветоваться по поводу дальнейшего прохождения маршрута, т.к. из Павлодара из круга моих знакомых дальше по этому маршруту никто не ходил. Мы посоветовались, посмеялись по поводу того что спортивный туризм это такой вид спорта на который не распространяется никакое законодательство, придуманное нашими чиновниками и всякими карающими органами наших стран, и поэтому мы из Казахстана беспрепятственно может пройти на территорию России, и также россияне могут пройти к нам в Казахстан без всякого бюрократического оформления, и мы люди из разных стран, городов Павлодара и Москвы может постоять, пообщаться здесь в горах где есть свой дух человечности который понятен здесь как никогда. Горы не различают из какой ты страны, и какой национальности. Вернувшись в лагерь и позавтракав решили сделать радиальный выход в район Берельского ледника это примерно 6 км. в одну сторону. Мы перешли также по мостику и начали подниматься наверх по тропе, слева в низу течет р. Малый Кокколь. Поднявшись в верховья мы перешли реку вброд. Далее мы подошли к озерцу вдоль которого росло очень много дикого лука. Здесь у дикого лука своеобразный сочный вкус. Дальше тропа пошла вверх по хребту. Вдоль тропы растет очень много ягоды, поэтому весь народ расползся по склону, и только торчащие вверх задницы говорили о том что это «гомо саппиенсы». После такого плотного подкрепления мы пошли дальше вверх. Поднявшись выше перед нами открылась прекрасная панорама Берельского ледника на фоне величественных гор. Вдали на леднике виднелась группа альпинистов совершающих восхождение на г. Белуха. Сам ледник выглядит довольно таки сложным из за своей крутизны. Поэтому по классификации восхождения он считается выше, чем восхождение со стороны Катунского ледника, по которому мы ходили в прошлые времена. Мы решили дойти до первого попавшего места где будет снег. Дойдя до первого снежника мы немножко побесились как малые дети. Поиграли в снежки, поваляли друг друга в снегу. Ведь для многих людей поехавших впервые это было в диковинку, попасть из жаркого, пыльного города в другой мир. Мир где есть ты, горы, снег и чистое небо. Общее прохождение 12 км.

Читать так же:  Лучше гор могут быть только горы – Алтая.

12 августа — понедельник: 08.35 вышли в радиальный выход наверх на озеро Равновесия. 09.25 подошли к озеру. Озеро является скоплением ледниковой воды. Его уникальность заключается в том что оно расположено на высоте, прямо напротив г. Белуха. И поэтому в тихую погоду когда нет ряби на  воде, как на фотографии отображаются горы расположенные напротив. Это озеро считается священным, и поэтому у нас нашлись смельчаки готовые искупаться в этой ледяной воде. Спустившись вниз мы решили приготовить обед и продолжить наш маршрут дальше по маршруту. После обеда появились тучи, первый признак перемены погоды, поэтому сегодня или завтра нужно ожидать что пойдет дождь. В 13.25 мы вышли на маршрут в сторону перевала Кокколь. Перейдя р. Малый Кокколь мы встретили ребят из г. Усть-Каменогорск, не побоюсь назвать их экстрималами которые путешествовали на 2 мотоциклах по тому же маршруту что и мы. Они тоже шли впервые по этому маршруту, и поэтому ничего нового они для нас не открыли. Они решили переночевать возле моста и на следующий день продолжить свое путешествие. А мы продолжили свой путь дальше, постепенно набирая высоту. Вскоре в 18.00 мы забрались на перевал Кокколь. Сам перевал представляет собой скопление бараков. Здесь раньше были какие то разработки, и поэтому кроме всего здесь разбросано очень много горнодобывающего оборудования. Больше всего поразило что на такой высоте где вокруг нас местами лежит снег, поляна на которой расположены домики вся усеяна цветами. Вокруг нас окружают ледники. Погода резко начинает портится. Наверху дует очень холодный ветер с моросящим дождем. Мы решаем переночевать в бараках потому что боимся что ветром может сорвать палатки. Мы все заселились в барак, умудрились даже поставить внутри 2 палатки. Я пошел искать правильную тропу для завтрашнего спуска с перевала. В начале я пошел по явно выраженной тропе, которая постепенно уходила правее от перевала. В итоге она привела меня к какой то старой штольне, во общем тупик. Вернувшись обратно наверх, я решил придерживаться левого склона. Спустившись немного вниз, стало видно подобие тропы я и решил спускаться завтра по ней. Прошли 8 км.
13 августа — вторник: 09.00 начали спуск с перевала Кокколь в сторону р. Орачаган, это уже российская территория. Тропа идет вдоль левого хребта, спуск легкий. Начинается дождь. В 11.00 спустились в долину р. Орачаган. Дождь усиливается. Тропа переходит в кустарники и теряется. Приходится делать разведку что бы найти тропу. Кусты становятся настолько плотными, что мы вынуждены перейти реку вброд, в поисках тропы. Пройдя немного по другой стороне мы столкнулись с той же проблемой, с потерей тропы. Мы опять перешли на другую сторону. Река была бурной и глубокой, поэтому мы первого с веревкой пустили Сашу Новоковского, и все по веревке перешли на ту сторону. Все сильно замерзли от холодных переправ и дождя, поэтому решили искать место под стоянку. В 17.00 нашли более менее место прямо на склоне, сверху, утаптывая кусты мы ставили наши палатки. Поставив палатки мы в первую очередь запустили туда женщин и детей, что бы могли спокойно переодеться и залезть в теплые спальники. Мужчины начали налаживать быт. Мы натянули большой тент. Развели костер. В первую очередь решили вскипятить чай, что бы всем согреться внутренним теплом. К вечеру под тент к костру начал подползать народ, что бы просушится и прогреться. В связи с труднопроходимостью мы прошли 7 км.
14 августа — среда: Вышли на маршрут в 11.10. Часа два пробивались через кусты переходящие в болотистое место. Приходилось подниматься вверх по склону и обратно спускаться что бы продвигаться вперед. Затем мы увидели группу людей, бодро продвигающихся по противоположной стороне реки, мы начали им кричать для того что бы спросить как правильно продвигаться. Они нас  услышали, и сказали что нужно идти по левой стороне реки. В дальнейшем мы узнали что путь по р. Орачаган до р. Коксу классически проходится по левой стороне, ну это уже на будущее вдруг мы еще раз туда пойдем или наши потомки. Переправились через реку с помощью веревки, течение было сильное. В 17.30 нашли хорошее место под стоянку и решили здесь остановится. Общее прохождение 6 км.
15 августа — четверг: 09.00 вышли на маршрут. Через две ходки (ходку делали по 40 минут) подошли к слиянию р. Орачаган и р. Коксу, начал накрапывать дождь. В районе слияния да было очень глубоко и течение было сильным. Я решил натянуть навесную переправу, благо на этом и на том берегу были деревья. Я побоялся что дети не смогут пройти по глубине из за сильного течения. Первым со страховкой пошел Саша Новоковский. Натянув переправу с одного берега на другой мы в начале переправили рюкзаки, а затем подвешивали людей на веревку и перетягивали на другую сторону реки. Эта переправа заняла очень много времени, но я считаю пусть будет дольше, но зато если исходить из безопасности то это более приемлемый вариант. Через 6 ходок в 19.30 подошли к озеру Коксу. Идет дождь как из ведра. Озеро находится на перевале, из него в одну сторону вытекает р. Коксу, а с другой стороны вытекает р. Аракан. В виду того что озеро находится на высоте, там нет совершенно никакой растительности, кроме мелкого кустарника. В районе озера стоит домик. Возле него стояло множество палаток. Как оказалось это группа туристов из Усть-Каменогорска они вели группу туристов иностранцев, австрийцы. В виду того что шел дождь мы попросили временного приюта в домике для наших женщин и детей, благо там была печка. Поставив палатки, мы стали перед дилеммой где нам взять дрова если их здесь нет. Ведь практически мы ели только утром, это называется завтрак. Я подошел посоветоваться с «устькаманцами», но они мне сказали что сами топят печку на тех сырых кустах что растут вокруг. Они предложили взять у них лошадь и съездить за дровами вниз. Я поинтересовался у наших кто может ездить на лошади, но только Гена Швайко неуверенно сказал что он вроде бы умеет ездить. Но у меня тоже в этом плане есть опыт т.к. я в детстве много смотрел фильмов про индейцев которые круто скачут на своих лошадках. Ну во общем мы два специалиста по лошадиному вопросу взяв топор, пилу и веревку тронулись в путь. Пока спускались сидя вдвоем на лошади хоть согрелись, от лошади идет тепло. Спустившись вниз, примерно на 5 км мы с горем пополам нашли сушину. Мы ее на месте распилили, т.к. при всем богатстве выбора другой альтернативы не было. Привязав бревна веревкой к лошади мы тронулись в обратный путь. Мне пришлось бежать обратно всю дорогу за лошадью. Дело в том что когда мы обратно сели вдвоем на лошадь, то я сидел сзади и мне мешала веревка к которой были привязаны дрова. Она терла и била меня по тем местам по которым нужно и не нужно, в основном по которым не рекомендуется. И мне пришлось бежать за лошадью до самого лагеря. В лагере на наших дровах мы обеспечили ужином себя и соседей. Прошли 20 км.
16 августа — пятница: Встали в 09.00. С утра идет дождь. В этот день решили сделать дневку. Мы как всегда с Геной решили пойти на рыбалку, за хариусом. Мы посмотрели снасти у соседей. До этого мы не ловили хариуса, поэтому нужно было знать как делать «мушку». Переняв опыт у соседей, мы героически пошли на промысел. Мы пошли вдоль р. Коксу, где она вытекала из озера. Нашли более менее место похожее на ямку. Клев пошел не сразу, пока узнали какое дно и не отрегулировали поплавки. Затем клев пошел. Хариус клюет азартно, резко, только успевай подсекать. В основном ловились от 400 до 900 грамм. Но говорят здесь есть на 1 кг. и более. Все время пока мы рыбачили накрапывал дождь и вровень с землей ходили огромные черные тучи. Вот такое дикое величие гор. По быстрому перекусив мы пошли опять на рыбалку. К вечеру мы наловили на двоих около 25 кг. Когда мы вернулись к домику, наши женщины часть рыбы засолили другую часть сварили. О вкусовых качествах хариуса хотелось бы сказать отдельно. В виде сыроежки она получилась очень вкусная, ну а когда сварили уху, это был отпад. Еду готовили на печке в избушке, в которую подбрасывали нарубленный кустарник. С горем пополам она хоть как то грела и коптила. Умудрились даже частично просушится. Прошли 11 км.
17 августа — суббота: Подъем в 8.00. Попытались вскипятить чай, но все оказалось безуспешно. Кустарник был весь сырой и печка еле грела. Пришлось заварить в подогревшей воде чай и радоваться тому что есть. Вышли на маршрут в 10.00. Идем вдоль р. Аракан по направлению к р. Черная Берель. Тропа хорошо протоптана, хоть и идет по кочкам но это все же лучше чем мы ходили до этого. Через 4 ходки переходим р. Аракан на другую сторону т.к. туда идет явная тропа. Через пару ходок подходим к р. Черная Берель. Останавливаемся, решили готовить обед и заодно посмотреть где можно переправится. После обеда появилось солнышко, это после стольких дождливых дней для нас было большой радостью. Пообедав начали делать переправу. Как всегда вперед пустили с веревкой Сашу Новоковского, у него уже появился опыт. По тому как он тяжело переходил мы поняли что переправа будет тяжелой. Когда он перешел, он руками натянул переправу с той стороны, также с нашей стороны мы веревку держали в руках. В самом деле для детей переправа оказалась серьезной. Повезло что их цепляли самостраховкой к веревке. Некоторые бедняги когда попадали под сильное течение начинали плавать как поплавки, и они держались за веревку за счет самостраховки. Приходилось прыгать в воду и вытаскивать их, держась одной рукой за веревку что бы самого не утащило течением. Во общем слава богу все обошлось без каких либо проблем. Затем нашли хорошую стоянку даже с дровами и решили здесь переночевать. Вечером решили пожарить хариуса, потому что мы его не доели на озере и подсолив взяли с собой. В жаренном виде он оказался также весьма не плох. С заходом солнца начало подмерзать. Появился первый иней.
18 августа — воскресенье: Подъем в 8.00. Утро оказалось довольно таки морозным. Ботинки что стояли перед входом палатки замерзли и стали колом, превратившись в кусок льда. А в кружках в которых оставался с вечера чай кроме льда ничего не осталось. Ночью было примерно -2. Вот такие тут бывают погоды в августе. Ну это связано с обильным выпадением осадков и высотой. В 11.30 выходим на маршрут. Сегодня мы должны дойти Рахмановских Ключей. Начинается подъем на перевал. Через 2 ходки поднялись наверх. Через некоторое время нас догоняет трое ребят. Это оказались «устькаманцы» которые путешествовали на мотоциклах. Оказалось что они намаялись не меньше нашего из за дождей. Они бросили свои мотоциклы в районе слияния рек Орачаган и Коксу. Как они говорят, они их законсервировали до будущего года, обмотав их полиэтиленом и спрятав в кусты. На будущий год они собираются опять сюда приехать для того что бы вызволять своих «железных коней». Через ходку подходим к озеру Ушколь, очень живописное место, здесь для туристов можно делать стоянку, всем это место понравилось. Но мы решили идти до Рахмановских Ключей т.к. у нас закончились сухари, и хотелось больше всего хлеба и естественно, пива. Через 2 ходки подходим к спуску откуда открывается великолепный вид вниз на район санатория «Рахмановские Ключи». Внизу во всей своей красоте было видно Рахмановское озеро и озеро Арасан. В течении одной ходки мы спустились вниз до ограниченной цивилизации. Мы расположились недалеко от санатория. Сходили в магазин, купили хлеба, пива и всякое такое нужное для организма. В санатории сходили на радоновые ванны, говорят полезно. Прошли 9 км.
19 августа — понедельник: В этот день решили сделать дневку, благо погода стоит хорошая. Я решил сходить с Сашей Новоковским в радиалку, в поселок Язовое и купить барана. для всей группы, это 22 км. Дошли до поселка за 4 часа. Но к сожалению в поселке осталось жителей очень мало, все повыезжали и баранов там держат только для себя. Пришлось нам там передохнуть, купили там хлеба. По дороге ехала «Нива» с туристами и они любезно согласились довезти обратно до Рахмановских Ключей. В этой машине была женщина из Франции, ее звали Элен. Она понимала русский язык но с нею был переводчик. Мы познакомились с нею и разговорились. Мы задали ей вопрос, что ей у нас нравится, ведь у них есть Альпы и полный сервис. Она нам объяснила что сейчас в Европе очень многие люди пытаются отдыхать там где есть экстремальные условия. И люди уже устали от навязчивого сервиса, им хочется окунутся в мир дикой природы, и очень много людей желающих сюда попасть. Во общем при хорошей организации, это хорошие перспективы для этого района. Мы их поблагодарили за то что они нас довезли. Ближе к вечеру мы пошли на волейбольную площадку и до темноты играли в волейбол. Итого за день я с Сашей прошел 22 км. просто так для здоровья.
20 августа — вторник: Подъем в 8.00. Сегодня у нас последний переход до р. Белая Берель, откуда мы начинали свой маршрут. Вышли в 10.00. Дорога 6 км. идет немного вверх, затем дорога резко идет вниз. Вдоль дороги, пока шли собирали ягоду. В 15.00 подошли к месту. Автобус за нами уже пришел. Мы попросили водителей съездить в ближайший поселок, купить продукты. Мы благополучно с ними съездили и купили там барана. Собравшись у костра мы провели последний вечер с песнями.
21 августа — среда: Отъезд на родину в Павлодар.

Читать так же:  Алтай – страна гор, голубых озер, ледников и пещер