О пользе навигатора
Долгое время ориентация на местности в походах осуществлялась мной с помощью карты и компаса. Это и по сей день самый надежный способ навигации. Карта и компас, безусловно, полезные вещи, позволяющие в конечном итоге достичь намеченной цели. Однако, несмотря на многолетний опыт походов, регулярно случаются казусы с ориентацией, и группа оказывается не совсем в том месте, где планировалось. Особенно часто сбой в ориентации происходит в лесных массивах, и выйти из леса можно в совершенно неожиданном месте. Был случай, когда мы вышли из леса километрах в пяти от намеченной точки. Данный эффект «неожиданности», конечно, прибавляет острых ощущений, но они приятны лишь когда «мы бодры, веселы», но когда время — спать, а даже руководителю группы непонятно, сколько еще нужно пройти, чтобы выйти в нужную точку, то тут в отряде бойцов может начаться бунт и самосуд. При этом «Сусанин» — это самый мягкий эпитет, которым могут наградить командира.
Для того чтобы увеличить точность ориентирования необходимо использовать карты с крупным масштабом, причем с хорошей детализацией (большим количеством обозначенных объектов). Оптимальным вариантом представляется карта с масштабом 1:100 000 то есть, в 1 сантиметре 1 километр. Из таких карт наилучшей детализацией обладают карты Генерального штаба Министерства обороны СССР. Не знаю, рассекречены они или нет, но в интернете эти карты присутствуют в общем доступе. Однако у этих карт есть недостаток, они актуализированы периодом начала 80-х годов прошлого столетия, и в этой связи периодически возникают казусы. Правда, благодаря одному из таких казусов, я познакомился с gps-навигатором, а дело было так.
Был трехдневный пеший поход по глубокому Подмосковью. На второй день мы вышли из леса и направились в сторону автомобильного моста, чтобы по нему пересечь реку. Мы шли по дороге. Мост, обозначенный на карте, уже хорошо был виден, когда рядом с нами притормозил автомобиль с неподмосковными номерами. Это оказались автотуристы из города Глазов (не путать с Glasgow), остановились они передохнуть, а заодно и братьев-туристов (то есть нас) поприветствовать. Слово за слово, зашел спор о том, где мы находимся. Мнения разошлись. По моим расчетам получалось, что в 5 км от ближайшей деревни, а по их утверждению, что в 10-ти. Для автомобилистов это не расстояние, а я таким несовпадением заинтересовался, поскольку для нас лишние пять километров — это существенная потеря времени. Попросил показать их карту. Вместо ожидаемой карты мне показали приборчик, отдаленно напоминающий старый сотовый телефон. На экране прибора отображалась карта той местности, где мы находились, а в центре экрана располагалась стрелочка. Как мне пояснили, стрелочка показывала наше местонахождение с точностью до 6-ти метров. На карте прибора вместо одного моста были указаны два, и мы находились у дальнего из них, то есть именно в 10-ти, а не в 5-ти километрах от деревни.
Вряд ли на карте генштаба забыли указать мост, скорее всего мост построили после 80-х. Так я впервые оценил преимущества современных средств навигации, и с того момента стал мечтать о походном навигаторе.
Проанализировав имеющуюся в интернете информацию я выяснил, что в основном навигаторы разделяются на автомобильные (стационарные) и туристические (портативные), причем, если туристическим можно пользоваться как автомобильным, то автомобильный в поход не возьмёшь. Автомобильный имеет встроенный аккумулятор, заряда которого хватает не более чем на час, так что вдали от автомобиля такой навигатор бесполезен. Кроме того, карты для автомобильных навигаторов имеют слабую детализацию, то есть на них отражены только основанные объекты, непосредственно связанные с дорогами, а что находится в лесу или в поле автомобильный навигатор не знает, да ему знать это и не нужно — автомобили по лесу ездят крайне редко.
Напротив, туристический навигатор может использоваться как в походах, так и в повседневной жизни, в том числе и в автомобиле. В отличие то автомобильного он имеет питание от сменных батареек (аккумуляторов) стандартов АА и ААА, так что уходить с ним можно в любые дали, благо, что заряда комплекта батареек хватает в среднем на сутки непрерывной работы, а если использовать экономно, то и на дольше. У меня, на десятидневный водный поход уходит не более 6-ти комплектов (2 батарейки АА).
Почитав отзывы и сравнив характеристики различных приборов, я, не колеблясь, выбрал туристический навигатор фирмы Garmin.
Сразу после его приобретения я занялся его тщательным анализом и испытаниями в различных условиях. В первую очередь, для порядка, обновил с сайта производителя программное обеспечение. После, стал развлекаться, наблюдая по прибору за расположением спутников. Затем настало время тестирования навигатора в реальных условиях.
Я узнал скорость, с которой ездит наземный транспорт, в том числе и пригородная электричка. Для меня стало открытием, что последняя порой развивает скорость свыше ста километров в час.
Наиболее интересным из наблюдений в части измерения скорости было наблюдение за показаниями навигатора во время полетов на самолете. Перестали быть загадкой такие популярные в самолете вопросы как «а что мы сейчас пролетаем?», «а какая высота, скорость?». С навигатором я чувствовал себя заправским штурманом, от которого у неба нет секретов. Еще выявилось то, что пилоты, когда перед полетом объявляют города, над которыми будет пролетать самолет, сильно приукрашивают картину. Половину из объявленных городов мы пролетали на расстоянии более 200 километров.
Ну да ладно, всё это лишь приятные развлечения. Практическая польза от навигатора состояла в следующем. Узнав точное (до нескольких метров) расстояние от дома до работы я вычислил кратчайший путь по дворам. В дальнейшем оптимальные маршруты были вычислены для всех наиболее часто посещаемых мест.
Перемещение в незнакомом городе, перестало быть проблемой. Особенно ощутимую пользу от этого чудо-приборы я почувствовал заграницей во время экскурсионной поездки по городам Италии. Имея с собой навигатор, можно спокойно отделиться от экскурсионной группы и даже перемещаться по городу на общественном транспорте, не опасаясь потеряться или опоздать в условленное место встречи. Навигатор весь путь следования зафиксирует и при возвращении покажет по вашему желанию или направление кратчайшего пути или оптимальный маршрут по дорогам. Это была моя первая поездка заграницу, из которой я сделал вывод, что при наличии навигатора можно не покупать экскурсионные туры, а совершенно спокойно путешествовать по странам Европы своим ходом – так интереснее и свободней.
Италия это было самое яркое впечатление от использования навигатора, однако на практике чаще всего он применяется мной в походах, как коротких (1-3 дня), так и многодневных (до 14 дней).
Вспоминается случай, когда в конце водного похода стояла задача найти в следующем по маршруту населенном пункте транспорт для перевозки группы на ж/д вокзал. Учитывая некоторые особенности деревенской жизни Российской глубинки, была высока вероятность того, что мы не сможем в день прибытия в деревню сразу найти транспорт и трезвого водителя. Это было чревато для группы потерей сил и драгоценного времени отдыха. Навигатор показывал, что по реке до деревни 10 километров, однако, вместе с тем, было видно, что от места нашей стоянки до деревни река делает большую петлю и по прямой до нее всего четыре километра. Идти 4 километра по лесу в незнакомой местности, тут уж компас не особо поможет, поскольку, лавируя всё время между деревьев, неизбежно собьешься с маршрута. В такой ситуации только навигатор и может без лишних приключений привести к нужной точке.
В общем, сходили мы по лесам и болотам в ту деревню. Нашли водителя. Он, как и предполагалось, был навеселе, однако в адекватном состоянии. Договорились, что на следующий день машина нас будет ждать в условленном месте. Следует отдать должное северным мужикам. Несмотря на злоупотребления огненной водой, слово они держат, и, забегая вперед, скажу, что машина в результате была в назначенный час в условленном месте. Из деревни мы успешно вернулись в лагерь по зафиксированному навигатором пути.
Однако не стоит безрассудно полагаться только на этот электронный прибор. Как известно, чем сложнее вещь, тем проще она выходит из строя. В походе я всегда дублирую навигатор традиционной картой и компасом – так спокойнее.
Я могу привести еще с десяток случаев из личного походного опыта, когда благодаря навигатору наша группа либо просто экономила время, либо, наткнувшись на непреодолимое препятствие, находила пути объезда.
Экстренных сходов с маршрута у нас не было, но если что-то случится и каждая секунда будет дорога, то знание кратчайшего пути к населенному пункту или автомобильной дороге может стать жизненно важным.