Велосипедные шлемы
Велосипедный шлем – незаменимая часть экипировки любого велосипедиста. Согласно различным исследованиям, шлем предотвращает до 80% повреждений головы, а ведь именно такие повреждения и являются самыми частыми и опасными. В Канаде, Новой Зеландии, зоне ЕС, Австралии уже действуют законы, согласно которым запрещается ездить без велосипедного шлема.
Основная задача велосипедного шлема – уменьшить пиковую энергию удара. Большинство шлемов сделано из неэластичной пены. Самая часто встречающаяся пена – EPS (expanded polystyrene), также можно встретить EPP (expanded polypropylene). Единственное их различие в том, что EPP поддаётся восстановлению после аварии, а EPS – нет, правда шлемы из EPP достаточно сложно найти. Неэластичная пена покрыта тонким слоем пластика. Слой сдерживает пену от быстрого раскола во время удара и позволяет гасить инерцию, скользя по земле и асфальту, защищая тем самым шею от серьёзных повреждений. Самые лучшие модели сделаны из пены, сразу покрытой пластиком. Плотные шлемы обеспечивают лучшую защиту от удара, а лёгкие и имеющие широкие вентиляционные отверстия гораздо лучше продуваются.
Важно помнить, что шлем должен быть комфортным и удобным. Практически все современные модели обеспечивают неплохую вентиляцию и охлаждение во время езды. Во избежание попадания пота в глаза, над бровями используются поролоновые полоски. Современные шлемы практически не имеют веса (стандартные модели весят около 300 грамм, дорогие варианты ещё меньше).
Любой велосипедный шлем обязан соответствовать стандартам качества. У европейских производителей это буква «E» и цифра, соответствующая коду страны. В России это «E»-22. Шлемы, сделанные для продажи в США, соответствуют стандартам CPSC (US Consumer Product Safety Commission). Стандарты ASTM, B-94, B-95 встречаются реже, но также подходят. Сертифицирующие организации проверяют шлемы на способность держать удар, на обеспечение свободного обзора, на сопротивление колющим предметам и прочность ремешков. Козырьки шлемов никак не проверяются, хотя они могут цепляться и разбиваться при падении.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ШЛЕМ
Придя в магазин, перед Вами предстаёт огромное разнообразие велосипедных шлемов на любой вкус, цвет и кошелёк. Однако это не самые важные критерии при выборе защиты. Специалисты утверждают, что самое главное — подобрать шлем точно по голове.
Нужно помнить, что взрослые шлемы, в отличие от детских вариантов, имеют меньший диапазон для регулировки. Наиболее удобны и, что самое главное, надёжны шлемы, у которых ремни на подбородке пропущены поверху, через шлем, а не просто прикреплены по бокам. Советуем Вам выбрать яркую, гладкую модель – такие шлемы лучше заметны на дороге, как днём, так и ночью. Велосипедный шлем для ребёнка просто обязан быть ярким! Безусловно, нужно обратить внимание и на стандарты качества на стикере.
Примерка велошлема. Отрегулируйте ремешки, так чтобы Вам было удобно. Мягкие подушечки внутри шлема сделаны не для дополнительной защиты, а исключительно для удобства использования. Потренируйтесь расстёгивать ремешок одной рукой, если не получается – подберите другую модель. Защита должна плотно сидеть на голове, нигде не давить. У Вас не должно получиться сдвинуть застёгнутый шлем, как бы Вы не махали и не трясли головой. Если шлем слишком легко сползает или остаются неприкрытые участки головы, Вы выбрали неподходящую модель.
Хорошие шлемы в специализированных магазинах стоят от 25$. Они не настолько дороги, чтобы откладывать их покупку. Но, к сожалению, многие люди покупают велосипедные шлемы уже после аварии.
ПОРА ЛИ ШЛЕМУ НА ПЕНСИЮ
Для велосипедиста солнце, воздух и вода – действительно лучшие друзья, а вот для шлема солнце самый первый враг. Как и любая пластмассовая вещь, при воздействии ультрафиолета она становится менее прочной. Пагубно на пластмассу также воздействуют пот, перепады температур.
После аварии любой шлем следует заменить! Принявший на себя удар шлем, может не иметь видимых повреждений, однако внутренняя структура пены и пластика может быть повреждена. И в следующий раз защита будет уже неэффективной. Тем, кто катается только на выходных, рекомендуется менять шлем раз в два-три года, всем остальным чаще.
Очень часто при эксплуатации деформируются ремешки, крепления и пряжка. Они продаются отдельно и легко заменяются в домашних условиях на большинстве моделей. Некоторые профессионалы используют велошлемы, которые можно смело считать произведениями искусства. Они изготавливаются индивидуально, учитывая особенности строения головы заказчика и его пожелания, на них часто можно встретить аэрографию.
ВЕЛОШЛЕМ — НАДЕВАТЬ ИЛИ НЕ НАДЕВАТЬ
Многие исследователи заявляют, что ношение шлема только увеличивает процент аварий с участием велосипедистов. Они заявляют о ложном чувстве безопасности и затруднении обзора, и говорят, что нельзя издавать закон об обязательном использовании защиты для головы, это сродни принятию подобных законов для пешеходов, которые тоже являются участниками дорожного движения. Однако даже единичная предотвращённая травма – серьёзный успех.
Профессионалы и люди, серьёзно занимающиеся велоспортом, знают о возможных рисках, поэтому увидеть их без шлема практически невозможно. Никто не может заставить Вас носить защиту для головы, но для детей, которые только учатся кататься, обязательно купите комплект защиты, это поможет им избежать серьёзных травм, которые неизбежно возникают в начале обучения.