Удобство применения раций.
В походах часто случается так, что группе для прохождения того или иного участка необходимо разделиться на несколько маленьких групп или просто выслать кого-нибудь на разведку. По результатам разведки гонец должен сообщить собранную информацию. Для этого он может либо вернуться к группе, либо передать информацию на расстоянии. Вернуться дело не хитрое. Но если это не нужно, а нужно чтобы группа подошла к нему, например, потому что он обнаружил искомый объект (дорогу, поляну, озеро), то возвращаться не резон. Для того, чтобы сообщить о результатах разведки, конечно, можно запустить сигнальную ракету или разжечь костер и с помощью дыма различного цвета передать нужную информацию, но это все весьма экзотично, архаично и ненадежно. В арсенале современного туриста обязательно имеется такое не новое, но такое полезное устройство в походе как рация.
Когда я впервые услышал, что мой знакомый собирается взять в водный поход рации, мне представилась картина из фильма о Великой отечественной войне, в которой у бойца дилемма — что тащить, раненого товарища или рацию. У моего знакомого был комплект раций (2 шт.) не помню, какой фирмы, но точно помню, что привезены они были из США в далеком 2001 году. Габариты и вес раций были вполне приемлемыми для походов — чуть больше сотового телефона того времени. Таким образом, еще в начале похода поменялось мое представление о габаритах раций, в дальнейшем изменилось и представление об их функциональности.
Удобства применения раций проявились еще до начала водной части маршрута. Мы ехали в водный поход (Карелия, р. Ёлма). Ехать туда больше суток, поэтому в поезде, от нечего делать, съедается много, и для пополнения запасов необходимо выходить на остановках и искать по ближайшим магазинчикам провизию. Кроме того, как всегда, часть продуктов для похода купить забыли, не успели, или купили, но забыли их в холодильнике (в тот раз это было сало), а часть продуктов требовало покупки в последний момент (свежий хлеб). И вот этот последний момент настал.
Дождавшись станции, на которой по расписанию поезд должен стоять целых 30 минут, я и пара сотоварищей неспешно пошли в знакомый нам по предыдущим походам довольно отдаленный от станции продуктовый магазин. Закупившись, мы столь же неспешно стали возвращаться к поезду. В этот момент наш Адмирал (начальник в водном походе), остававшийся в вагоне, сообщил по рации взволнованным голосом, что проводники всех загнали в вагоны и поезд собирается трогаться. Его волнение передалось нам, и мы ускорились до галопа. Выбежав из подземного перехода на платформу, мы увидели, что людей на платформе нет, поезд медленно едет, и большинство проводников убрали лестницы и уже закрывают двери. Однако, в нашем вагоне благодаря остававшимся в нем товарищам, дверь всё еще была открыта. Проводник выгона пошел на должностное преступление и посадил нас на ходу, благо, что ход был еще не большой, поэтому мы с легкостью взлетели в вагон, чем несказанно обрадовали нашего Адмирала, ибо у него уже перед глазами пронеслась вся та жизнь, которая бы его ожидала в походе без половины команды. Причиной этого приключения, было то, что поезд прибыл на станцию с опозданием, а тронулся по расписанию, поэтому стоял не 30 минут, а значительно меньше.
Вот так рация помогла в нашем путешествии в первый раз. Но на этом приключения только начались.
Далее, благополучно доехав и выгрузившись на нужной станции (Медвежьегорск), нас ожидал сюрприз — обещанный водитель на станции нас не встретил. Что с ним случилось так и осталось неизвестным, связь с ним была потеряна.
Подумав, мы решили, что это не последний водитель в этом городе и отправились по домам. На этот раз Адмирал пошел искать машину, а я остался с вещами на станции. Через время после того как Адмирал ушел к нашей группе подъехала «буханка» (УАЗ-452), водитель которой стал предлагать свои услуги по заброске группы в нужное место. Мы обрадовались такой удаче, однако радость наша была омрачена тем обстоятельством, что стоимость услуг была почти в два раза выше той, за которую мы договаривались с водителем, который нас не встретил. Но всем уже не терпелось добраться до воды и, несмотря на явно завышенную цену, мы уже были готовы начать грузиться в «буханку». Мы сообщили по рации обстановку Адмиралу, который всё еще рыскал по Медвежьегорску в поисках подходящего транспортного средства. На моё удивление адмирал отнесся к изложенной информации без особого энтузиазма и велел подождать с погрузкой. Общение с Адмиралом по рации происходило в присутствии водителя, так что ему ни чего не пришлось дополнительно объяснять. На этот приказ я, правда, внутренне вознегодовал, поскольку не понятно было чего ждать, сколько ждать и зачем вообще ждать – надо скорее ехать – нас там ждут пороги и рыбалка! Но, выслушав распоряжение, я только развел руками и стал ждать, ибо в походе, как и в армии, приказы должны сначала исполняться, а уж потом обсуждаться, если, конечно, в таком обсуждении останется необходимость.
Через непродолжительное время Адмирал вышел на связь и сообщил, что нашел машину по цене чуть выше той, которая была обозначена нашим первым (пропавшим) водителем, но существенно ниже той, которую назначил второй водитель. Последний, услышав это, предположил что Адмирал нашел некоего Мишку и стал отговаривать с ним связываться, поскольку машина у того ненадежная да и дорогу он не знает. Я ему мог только возразить, что слово Адмирала — закон, после чего наш перевозчик пошел на уступки и быстро снизил цену до приемлемой. О новом коммерческом предложении водителя я сообщил по рации Адмиралу, который на сей раз дал добро на погрузку. Мы погрузились, Адмирал вернулся и мы поехали. Как потом выяснилось, он так и не нашел ни какой машины в городе, а просто таким образом торговался с предприимчивым водителем. Вот так во второй раз рация в том походе нам помогла, сэкономив походный бюджет.
Наконец-то мы добрались до водной части путешествия, собрали суда (байдарки и катамараны) и зашлёпали веслами по воде навстречу приключениям.
В большинстве случаев, на реке с начала порога нельзя увидеть то, что происходит в его конце. Узнать, прошло ли предыдущее судно порог, можно только убедившись в этом воочию. То есть, нужно идти к концу порога, ждать, когда предыдущее судно его пройдет, и только потом возвращаться к своему судну для старта. Времени и сил на это тратится много. Другое дело — с рациями. Первое судно проходит, сообщает по рации обстановку, дает, возможно, какие-нибудь советы, ориентиры, и после этого без заминок стартует следующее. Получается безопасно, оперативно и без лишней траты сил.
Ближе к вечеру появляется задача поиска места для стоянки, а если на завтра планируется дневка, то требования к удобству стоянки существенно возрастают. Имея рацию можно обследовать сразу два берега реки на этот предмет. Если поиск стоянки застал вас на озере, то более скоростной части группы (байдарки с каркасным основанием) целесообразно отправится вперед, на разведку, пока их малоподвижные товарищи будут грести вдоль берега. В случае обнаружения подходящего места байдарочникам не нужно возвращаться, а достаточно сообщить по рации о достоинствах найденной стоянки.
Таким образом, в описанном водном походе я оценил рацию как вполне полезное и не сильно обременительное дополнение к походному снаряжению.
Впоследствии мы неоднократно применяли рации в путешествиях, однако наиболее интенсивно они использовались в автотуризме. Когда группа автотуристов состоит из двух и более машин, то во время движения очень просто пропустить нужный поворот, как на скоростной автомагистрали, так и на лесных дорогах. Очевидно, что с рацией координировать перемещения гораздо легче. Да и просто сообщить товарищам, о том, что вам нужно остановиться на заправке или у кафе будет гораздо проще, имея рацию. Учитывая то, что в автомобилях нет проблем с подзарядкой раций, а ее вес можно вообще не считать, укомплектовать рацией можно каждый автомобиль автоколонны.
Следует отметить, что сейчас рации делают достаточно надежными и настолько влагозащищенными, что некоторые модели с говорящим названием даже не тонут (Jet! Nautilus).
Также в некоторых моделях, например Jet! XT PRO, есть очень полезная функция, так называемая голосовая активация VOX. Она позволяет общаться, не нажимая на кнопку «прием», что является удобным и безопасным при использовании рации за рулем автомобиля.
Интересное применение функции VOX нашли родители, у которых есть маленькие дети. Они используют рации с этой функцией в качестве радионяни. То есть, размещают рацию с включенной функцией VOX недалеко от спящего малыша, а с собой берут вторую рацию (на ней, естественно, функция VOX не активирована) и занимаются своими делами. Как только ребенок проснется, вы услышите это.
Таким образом, современная рация стоит на вооружении не только силовых структур и туристов, но молодых родителей.