Статьи

Из истории фонариков

В любой поход, который длится более одного светового дня, я обязательно беру с собой фонарь, который используется настолько часто, что сейчас мне трудно представить, как люди обходились без него раньше. Каких-нибудь 15 лет назад фонари были громоздкие, и заряда батареи хватало на несколько часов. Брать такой фонарь в поход целесообразно было разве, что один на группу, и использовать только в случае крайней необходимости.

Наиболее подходившей для походов моделью можно было считать изобретение советских конструкторов фонарик «жучёк», источником тока для которого были не батарейки, а динамо машина. Пользователь такого фонаря, совершая пальцами руки сжимательные движения, с помощью специального механизма раскручивал маховик, механическая энергия которого преобразовывалась в электрическую, посредством указанной выше динамо машины или, по научному выражаясь, генератора постоянного тока. Был фонарь достаточно компактен и весьма надежен, а за счет того, что работал без батареек, снискал неподдельную любовь в среде туристов. Однако принцип его работы (по сути, эспандер для кисти руки) требовал много усилий и, как все традиционные фонари, при его использовании одна рука всегда оказывалась занятой, что лишало пользователя свободы действия. Весь трагизм данной ситуации выражен в народной мудрости — «Одной рукой узла не завязать», а также ни дров не собрать, ни на дерево не залезть.

В один прекрасный момент советская промышленность стала выпускать батареечный фонарь, который имел нетрадиционный способ держания — он был предназначен для ношения на голове, посредством широкой эластичной ленты. Однако, долгое время ими снабжали исключительно людей, занятых на подземных работах. Лишь после испытания на шахтерах некое подобие такого фонаря было выпущено и для массового потребления. Туристы, автомобилисты и электрики сразу оценили это ноу-хау и стали активно его тестировать. В результате испытаний было выявлено такое количество недостатков, что у фонаря не осталось ни одной детали (кроме лампочки), которую можно было бы назвать надежной. Работал он на квадратной батарейке на 4,5 вольта. Светящим элементом фонаря была лампочка накаливания, которая сажала батарейку за считанные часы. Механизм включения для своего времени был весьма оригинальным – поворотно-вращательным, но не надежным. Помимо прочего, фонарь боялся сырости, не говоря уже про использование во время дождя или снега.

Читать так же:  Незабываемые туры в Чехию

Однако нашего человека данные недостатки не расстраивали, а лишь вдохновляли на научно-творческие изыскания. В результате, купленный фонарь весьма скоро после покупки дорабатывался пользователем и обрастал рычажковыми выключателями и реостатами, предназначенными для регулирования яркости свечения и, как следствие, экономии заряда батарейки.

Но всё когда-нибудь заканчивается, и эпоха доморощенных кулибиных закончилась с изобретением светодиодного фонаря. Первой использовать светодиод в фонаре начала французская фирма Petzl (пецль) и долгое время была монополистом на этом рынке, в связи с чем, название фирмы стало именем нарицательным (наименованием товара). В начале многие стали называть пецелем все налобные фонари (в обиходе — налобники), а люди не знакомые с другими фонарями или вообще другой продукцией этой фирмы до сих пор применяют слово «пецль» для обозначения любого налобного фонаря.

Чем же так хороши светодиодные фонари? Не вдаваясь в технические подробности, нужно отметит их главное преимущество — это продолжительное время работы от одного комплекта батареек. В отличие от фонарей, светящим элементом которых является лампа накаливания, фонарь на светодиодах работает в 20-30 раз дольше. Если обычный фонарь светит 5-6 часов, то диодный будет работать 100 — 180 часов — неделю без перерыва! А в режиме сигнального освещения (мигающий режим) такие фонари проработают 400 часов, то есть больше двух недель.

Ставшие уже классическими модели Tikka, Zipka и XP имеют достаточно малый вес (до 88 гр. с батарейками) и благодаря широкой резинке, оборудованной к тому же устройством, позволяющим изменять ее размер, удобно сидят на любой голове.

Поворотные механизмы, применяемые в таких фонарях, надежные и удобные, позволяют направить луч соотносительно углу зрения, т.е. фонарь будет светить туда, куда вы смотрите.

Читать так же:  В поход с собакой

В настоящее время большинство фонарей оборудуются рассеивателем света, который, как следует из названия, рассеивает луч диода, увеличивая зону освещения (световое пятно) в несколько раз. При включении дальнего света, легким движением руки (причем, даже в перчатке), рассеиватель, или как его называет производитель «рассеивающая линза», отодвигается, и мощный узконаправленный луч освещает предметы на расстоянии от 50 до 100 метров (в зависимости от модели фонаря). Опыт показывает, что особую актуальность дальний свет приобретает при перемещении в темное время суток на велосипеде. Дальний свет обеспечивает время для маневра.

Все модели фонарей указанной фирмы оборудованы надежными и в меру тугими включателями/выключателями. На моей практике еще ни разу пецль, в отличие от китайских аналогов, не включался случайным образом, лежа в рюкзаке или кармане.

Некоторые модели, в частности XP, оборудованы электронным выключателем, что позволяет включать фонарик, не снимая даже толстых (зимних) перчаток.

Большинство фонарей, оборудованных как электронным, так и оборудованных механическим выключателем, имеют функцию переключения между различными режимами освещения (яркий, средний, умеренный и сигнальный). Данная функция позволяет существенно экономить заряд батареек, устанавливая умеренную яркость, когда это допустимо.

Помимо продолжительности работы, легкости и удобности ношения, данные фонари обладают отличной влагозащитной. То есть под дождем и снегом сбоев не дают.

Не могу не пропеть оду о надежности описываемых налобников. Любители подземелий (спелеологи, спелестологи, диггеры) никогда (конечно если у них есть толика разума) не ходят под землю без запасного света, и я, имея честь к ним принадлежать, положа руку на сердце, могу завить, что, используя в качестве основного фонаря пецль, мне ни разу не пришлось использовать запаску. Кроме того, я его два раза стирал, один раз в стиральной машинке, а другой раз он лежал замоченный в воде сутки, но после просушки всё заработало как и прежде, только батарейки пришлось сменить.

Читать так же:  За чертой Неприкосновенного

Важное замечание для любителей зимнего отдыха и промысла. Я имею в виду туристов, охотников и рыболовов. Налобники на морозе имеют тенденцию замерзать и в этой связи не работать. Но и тут наука фонарикострония нашла выход из положения. Практически во всех туристических магазинах продаются налобники с выносным батареечным блоком на проводе. То есть, фонарь у вас на шапке, а аккумуляторный блок (батарейки) в тепле за пазухой, и вам светло и батарейкам тепло.

Помимо использования в туристической деятельности налобники интенсивно применяются в повседневной жизни. Отремонтировать розетку или выключатель, заменить плату в настольном компьютере, да и просто, дойти вечером до подъезда гораздо легче с компактным надежным налобником.

В настоящее время миниатюризация довела диодные фонари до модели весом в 28 грамм и это при сохранении всех функций обычного налобника.

Так что теперь фонари в поход можно брать горстями (если позволяют финансы) и щедро раздавать друзьям!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button