Статьи

Алтай — перекресток культур

На Земле есть немало прекрасных мест, овеянных поэтическими легендами, история которых начинается со старинных сказаний, мест поражающих человека дивными пейзажами, грандиозными творениями природы, загадочными явлениями… На Алтае все это собрано воедино.
В алтайском языке «ала» означает «начиная с чего-либо»; «Алатырь» — в славянском эпосе – первокамень, основа мироздания, Мировая Гора, та точка, с которой начиналось творение мира. Для алтайца концепт «Алтай» — это начало всех начал. Объединяющий все уровни бытия человека: Родина, территориальная единица, Природа, Высший Дух, Земля, Народ, язык.

В алтайском языке «ал» так же означает «высокий» («ала-тау»- высокое место) как в физическом смысле, так и в духовном; а «алтарь»(в индо-арийской языковой системе)- «возвышение», место пребывания Бога.

Алтай— это одна из высочайших вершин человеческого духа, неиссякаемая сокровищница его творений: легенды и предания Алтая хранят мудрость веков. Мудрость сконцентрированную в самых различных религиозных системах. В его почву уходят корнями культуры народов Азии и Европы. В слове «Алтай» заключен сокровенный смысл — «Золотой престол Бога», центр мироздания.(монгольские слова «алт», «алтан» означает «золото»)…

Есть еще об имени Алтай: числительные «шесть» и «шестьдесят» в алтайском языке звучат как «алты» и «алтан». Жители Алтая наделяют свою родину удивительным эпитетом: «шестигранный Алтай». Традиционное алтайское жилище -аил – имеет форму шестигранной пирамиды. Во всех традиционных культурах строение жилища человека является моделью мироздания. Шестигранный аил, как и пчелиные соты венчаются 6-тигранным конусом- и здесь тоже зарождается и проходит вся жизнь человека. Аил- микрокосмос алтайца.

Сегодня физики утверждают, что информация – основа материального мира- хранится в сотовых структурах. Получается древние жители Алтая об этом знали, если называли свой мир «шестигранным». Шестигранный Алтай… Это – Матрица, это – великий хранитель мудрости и духовных накоплений человечества. Здесь сошлись вместе все мировые религии, архаический шаманизм и новые формы религиозных верований- и всех их объединяет Единое Синее Небо – Тенгри.

Читать так же:  - Непрерывная смена инвентаря в процесе обучения.

Исследования современных ученых подтверждают влияние буддийского пантеона на иконографию тюрков Алтая. Существует определенное сходство между древнетюркскими каменными изваяниями и скульптурными изображениями Будды. На самом же Алтае, в Ойротии, ждут прихода Благословенного Будды, или как его здесь называют – Белого Бурхана. Сейчас в третьем тысячелетии, активизировался интерес к относительно новой, возникшей весной и летом 1904года, синкретической форме религии – бурханизму.

Христианство на Алтае представлено двумя ветвями: православием и старообрядчеством. Религиозно-подвижническая практика старообрядцев, пришедших на Алтай в поисках Беловодья, сыграла большую роль в формировании духовной культуры края.

Алтай рассматривается учеными разных специальностей как один из эпицентров социокультурного развития Евразии. Сегодня в истории и культурологи, наряду с другими точками зрения, существует алтаецентристская концепция культуры. (Н.К. Рерих, Р.Г. Харш, Падмашри В.Р.Риши, Д.А. Мачинский и др.), в основе которой лежит утверждение, что родиной ариев был алтайский регион; их сакральный центр – гора Меру- это гора Белуха на Алтае, а также то, что Алтай является своеобразным «перекрестком», на котором встречались, сталкиваясь и растекаясь во всех направлениях, племена и народы, движимые лавиной Великого переселения и позже образовавшие современные европейские и азиатские нации и государства. Один из первых эту мысль высказал, замечательный русский ученый, художник, философ Н.К. Рерих: «и в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу».

Л.М. Гумилев не случайно называл Алтай «укрытием». В период великого перенаселения народов, большая часть кочевников двигалась в направлении с востока на запад по великой степи. После монотонных степных ландшафтов, после гибельных пустынь и болот Монголии Алтай воспринимался как благословенное место: «склоны этих гор – одно из красивейших мест Земли». По отношению к степным соседям, Алтай – крепость, «Крутой скат» (Эргене Кун), где при любых переменах вокруг можно отсидеться, не сдаваясь противнику. Пищи там достаточно. Для скота есть прекрасные пастбища…»

Читать так же:  Знакомимся с городом Новокузнецка

Поэтому кочевники не спешили покидать эти места, пока не вытеснялись «вновь прибывшими» потоками переселенцев. Таким образом происходило тесное взаимодействие, взаимовлияние, ассимиляции культур разных племен, нередко до этого враждовавших друг с другом. «Алтай- самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся совсем в других местах; потому как богата и разнообразна археология Алтая». Именно на Алтае, указывал Н.К. Рерих, нужно искать истоки европейской культуры: «Сибирские древности, следы великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале, дают необычайно богатый художественно-исторический материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики». И причиной тому «вместительный ландшафт»(Л. Н. Гумилев), который обуславливал тесное взаимопереплетение культур, оказавшихся в одном «котле».

«В пределах Алтая можно также услышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах… Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов…» и далее Н.К. Рерих продолжает: «Проведите линию от южнорусских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните ее к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов».

Сегодня, если рассматривать систему археологических памятников Алтая, то перед взором встает грандиозная мозаика глубинных взаимодействий культур не только в синхроническом аспекте, (когда сталкивались и переплетались пути разных народов на перекрестках Евразии), но и в диахроническом: когда в долинах и урочищах Алтая, как в слоеном пироге, складывались культурные слои самых разных народов, этносов, рас, передававших друг другу эстафету своих духовных ценностей и выстраивавших вместе сложную целостную систему сакральных центров Алтае-Саянского региона. Современные исследования социальной системы Горного Алтая (А.П.МаКошев, Л.Н. Рыжков, А.С. Суразаков и др.) утверждают идею его этнокультурного единства (в Гумилевском смысле), построенного на устойчивой межэтнической комплементарности. Только культура алтайцев испытывала на себе влияние- азов, теленгитов, уйгуров, енисейских кыргызов, капчаков, саянцев, финно-угров, монголов. Всего более только двух веков назад здесь возникает устойчивый тюрко-славянский симбиоз, и большое место занимает культура алтайских казахов.

Читать так же:  Слайдшоу3

!!!еще один аспект научного интереса к Алтаю заключен в феномене особого воздействия — ландшафта, геомагнитных излучений региона, а так же его духовных накоплений, сохранявшихся веками в мифах, легендах, шаманских камланиях – на психику человека. Так, алтайский философ Шишин М.Ю., развивая учение (В.И. Вернадского) о «Живом веществе», вводит понятие астрально-ментальных структур, возникающих в биосфере с появлением человека и включением его в процесс планетогенеза. В зависимости от геообразований, а так же различных видов и продуктов человеческой деятельности— упомянутые структуры имеют разное качество и накапливают свою энергетику (сравним: большие города, места массовых захоронений, торжища; или храм, чистое место природы). И наиболее «чистыми» точками активного планетогенеза, по утверждению М.Ю. Шишина, являются горные районы, где сконцентрированы уникальные сочетания минералов, редкоземельных элементов, где наибольшее количество геомагнитных аномалий и излучений, где оседает большее количество геомагнитных аномалий и излучений, где оседает большее количество космических частиц и пыли и т.п.. некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы конденсирующими все проявления гео-, био- и духогенеза. «Их роль… аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля — Космос». Одной из таких мембран или «астрально-ментальных линз», по его определению, является Горный Алтай.

С.А. Жуков продолжает эту мысль в своей концепции «Духовная сеть планеты»: «Некоторые местности, словно самой природой предназначены для собирания духа. Таковы локальные или обширные пространства в Тибете, Гималаях, Алтае… География их осознана лишь отчасти… Особая энергия – энергия Духа накапливается в них для того, чтобы дать толчок развития жизни…»

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button